top of page

Как Apple связана с рабством: гаджеты за счет человеческого страдания

  • Иван Юминов
  • Dec 2, 2016
  • 3 min read

Глава Apple Тим Кук посещает завод Foxconn

Трудно найти человека, который не знает, что такое iPhone. Образ Стива Джобса — а теперь и Тима Кука — выходящего на сцену, улыбающегося, достающего из кармана столь желанный многими людьми телефон, останется в истории навсегда. Если не задумываться о том, какой путь проходит iPhone от набора разрозненных деталей до прилавка магазина, всё кажется замечательным. Так ли безоблачен этот процесс, разбирается журналист Карл Гибсон в своём материале для Huffington Post.

Скоро выйдет iPhone 6. Но он вам не нужен. Стоя в очереди за последней новинкой от Apple, вы позволяете им продолжать злоупотребления по отношению к работникам со всего мира, в том числе и в Соединённых Штатах. Они, безусловно, виноваты в этом не одни. Ноутбук HP, на котором я пишу эту статью, произведён таким же образом. Как и смартфон Samsung, с которого я твитнул эту статью после её публикации. Но Apple — наиболее яркая иллюстрация того, как наша потребность в новых блестящих гаджетах увековечивает зверства.

С 1998 года семь миллионов людей погибли в гражданской войне, которая продолжается в восточном регионе Конго. Война началась после того, как мятежники, поддерживаемые Руандой, попытались низвергнуть правительство Конго. Правительство объединилось с местным ополчением «Май Май», имеющим за своей спиной историю оккупации местных деревень, кражи ресурсов и изнасилований женщин. Конго стала известна как «мировая столица изнасилований», в которой изнасилования используются мародёрами как средство принуждения. Сегодня бойцы «Май Май» вместе с коррумпированными военными Конго совместно порабощают детей для добычи колумбита и тантала, из которых образуется колтан, необходимый ингредиент в современных ноутбуках и смартфонах.

Согласно мини-документальному фильму Pulitzer Center, дети возраста 13 лет вынуждены работать в шахтах за 2 доллара. На них нет защитной экипировки, они пользуются магазинными фонариками на батарейках; часто они погибают из-за жестоких рабочих условий, приводящих к удушьям, обвалам и смерти от полного истощения. Транснациональные корпорации как Apple, Samsung и HP зависят от добычи полезных ископаемых в Конго для своего сырья, потому что 80% мировых поставок колтана идут оттуда. У детей нет другого выбора, кроме как работа в шахтах, ибо школа не по средствам обычным семьям в Конго.

Сырьё, добытое в Конго, затем отправляется на заводы в Китай — преимущественно на Foxconn в Шэньчжэне. Местная пресса описывает завод как «трудовой лагерь», на котором студентов-подростков принуждают работать в два и даже три раза больше, чем позволяет законодательство Китая. Обычно работники недополучают компенсации за травмы, полученные на работе. В 2010 году 17 работников завода попытались совершить суицид, 14 погибли после прыжка с крыши здания. В ответ на это компания установила вокруг здания сети, предотвращающие суицид, а также заставила работников подписать соглашения, в которых завод освобождался от судебных исков семей, если работник совершал суицид. Foxconn утверждает, что повысил зарплаты до 298 долларов в месяц, но работники заявляют, что повышения так и не последовало.

После того, как сырьё для телефонов и компьютеров добыто недополучающими деньги и перегруженными работой подростками из Конго, и как эти материалы собраны такими же китайскими подростками, взрослые и подростки из Америки устраиваются работать в магазины Apple за нищенскую зарплату, продавая новые телефоны и компьютеры. Это напоминает треугольную работорговлю 18 века, когда рабов из Африки продавали в Америку, американский сахар и табак реализовали в Европу, а Европа, в свою очередь, продавала свои текстиль, ром и промышленные товары в Африку. В этот раз рабы находятся в Африке и Азии, в то время как американцы попадают в зарплатное рабство из-за экономики, поощряющей корпорации распространять прибыль вверх своему руководству, платя работникам всё меньше и меньше.

Среднестатистический работник магазинов Apple зарабатывает 11—12 долларов в час. Это выше, чем минимальный размер оплаты труда, но в год они получают всего 23 400—24 960 долларов до вычета налогов. Это означает, что хотя Apple и загребает рекордную прибыль, продавая дорогостоящие технологии, и что хотя у компании на руках в два раза больше наличных, чем у Минфина США, и что Apple платит намного более низкую эффективную налоговую ставку, чем среднестатистическая американская семья, её работники зарабатывают так мало, что им приходится получать талоны на питание и пользоваться Медикейд — программой медицинской помощи для нуждающихся.

Такие корпорации, как Apple и HP, могут поступить правильно, просто заключив соглашения с правительствами Конго и Китая, для гарантии, что добываемое сырьё и производимые товары создаются работниками, которым платят прожиточный минимум и достаточные пособия. Они могут платить американским работникам как минимум 15 долларов в час, и дать возможности высокопроизводительным работникам получить доступ к части стремительно растущих доходов, которые обычно сохраняются для руководство и состоятельных акционеров. Всё это приведёт к тому, что iPhone и iPad станут немного дороже. Но американские покупатели будут по-прежнему более чем готовы купить новые блестящие гаджеты за более высокую цену, зная о том, что они были произведены приемлемо.

Решение, в конечном счёте, за нами, покупателями. Мы либо коллективно решим продолжать пользоваться текущими изделиями до тех пор, пока компании не смогут пообещать приемлемый уровень производства, либо будем выстраиваться как скот за следующим поколением дорогостоящих гаджетов, потенциально произведённых благодаря огромному количеству человеческого страдания.

Источник: The Huffington Post

Comments


Выбор редакции
Последние статьи
Архив
Авторы
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page